ОБСУДИТЬ ПРОЕКТ
или напишите в мессенджеры:
hello@rock-well.ru
отправить Заявку
или напишите в мессенджеры:
hello@rock-well.ru
Сообщение об успешной отправке!
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
OK
Медиа

Стили архитектуры с примерами зданий: хронология, основные черты, различия, фото

Античность: Древнегреческая и Древнеримская архитектура

Античная архитектура охватывает два ключевых периода — Древнегреческую и Древнеримскую архитектуру, которые во многом стали основой для многих более поздних архитектурных направлений.

Древнегреческая архитектура

Древнегреческая архитектура
Древнегреческая архитектура
Когда
VII век до н. э. — I век н. э.
Где встречается
На территории современной Греции, юге Италии, Турции и в Крыму.
Главные типы сооружений
Храмы, мавзолеи, театры, стелы.
Что придумано
Древние греки считаются основоположниками архитектурного ордера — системы пропорций и элементов, которая более двух тысяч лет определяла принципы западной архитектуры. Важнейшими элементами стали колонны, которые делились на три ордера — дорический, ионический и коринфский, и стали основой для архитектуры не только в Греции, но и в других странах.
Главные архитекторы
Иктин и Калликрат (строители Парфенона), Мнесикл (строитель афинских Пропилеев), Пифей (автор мавзолея в Галикарнасе).
Производный стиль
Неогрек.
Характерные детали и черты
  • Дорический ордер: строгие и мощные колонны, простой стиль.
  • Ионический ордер: более изящные, тонкие колонны с капителями, украшенные витками.
  • Коринфский ордер: наиболее декоративный, с капителями, украшенными листьями аканта.
  • Ордерная колоннада: система колонн, создающая пространство для храма.
  • Портик с фронтоном: типичный для храмов и общественных зданий.
  • Стереобат: основание здания, обычно ступенчатое.
  • Кариатиды: женские фигуры, заменяющие колонны.
Пример
Парфенон на афинском Акрополе — один из самых известных храмов, построенный в дорическом ордере, символ древнегреческой архитектуры.

Древнеримская архитектура

Древнеримская архитектура
Древнеримская архитектура
Когда
VI век до н. э. — V век н. э.
Где встречается
На территории от Англии до Аравийского полуострова.
Главные типы сооружений
Акведуки, виллы, храмы, амфитеатры, цирки, термы, базилики (со светскими функциями), триумфальные арки.
Что придумано
Древнеримская архитектура развилась из более строгого этрусского зодчества и была направлена на решение практических задач. Римляне стали мастерами инженерного строительства, изобретателями бетона и новыми конструктивными решениями. В то же время они активно заимствовали элементы греческой архитектуры, создавая новые ордера и формы. Римляне широко использовали арки и своды, что позволило им строить большие, прочные и функциональные здания, такие как амфитеатры, термы и акведуки.
Главные архитекторы
Марк Витрувий Поллион, автор трактата «Десять книг об архитектуре», Аполлодор Дамасский (строитель Пантеона и форума Траяна).
Производные стили
Римская архитектура вдохновила многие позднейшие стили, такие как романика, ренессанс и классицизм.
Характерные детали и черты
  • Несущая стена с ордерной декорацией (пилястры и полуколонны).
  • Мотив аркады (ряд арок), часто использовался для создания порталов и галерей.
  • Арочные проемы, цилиндрические своды и купола.
  • Тосканский ордер (упрощенная версия дорического ордера).
  • Композитный ордер, объединяющий элементы ионического и коринфского ордеров.
  • Термальные окна, характерные для терм и других общественных зданий.
Пример
Триумфальная арка Септимия Севера в Риме — пример римской архитектуры, использующей арочные формы и ордерную декорацию, которая демонстрирует мощь Римской империи.

Средневековье: Византийский, Романский и Готический стили с примерами

Средневековье: Византийский, Романский и Готический стили с примерами
Средневековье: Византийский, Романский и Готический стили с примерами
Средневековье стало важным периодом в архитектурной истории, когда началась активная интеграция христианской символики в архитектурные формы, что привело к формированию уникальных стилей. В это время были заложены новые типы зданий и построек, такие как храмы, монастыри и замки, которые олицетворяли как духовные, так и социальные изменения в обществе.
В рамках Средневековья можно выделить три ключевых архитектурных стиля: Византийский, Романский и Готический. Эти стили не только определили архитектурный облик своего времени, но и оставили неизгладимый след на последующих эпохах.

Византийская архитектура

Византийская архитектура
Византийская архитектура
Когда
VI век — первая половина XV века.
Где встречается
На территории современных Турции, Греции, Италии, Балканского полуострова и Южного Кавказа. К наследию византийской архитектуры относят памятники домонгольской Руси, сохранившиеся в Киеве, Чернигове, Смоленске.
Главные типы сооружений
Христианские храмы, монастырские комплексы, оборонительные сооружения.
Что придумано
Византийская архитектура, развиваясь на пересечении традиций античного мира и Ближнего Востока, сочетала достижения Рима с новыми для того времени формами. Византийцы усовершенствовали римские формы и создали крестово-купольный тип построек, который стал основой для культовой архитектуры на Востоке и в Западной Европе. Византийские архитекторы активно использовали купола, придавая зданиям вертикальность и светлый, воздушный вид.
Главные архитекторы
Анфимий из Тралл и Исидор из Милета — строители собора Святой Софии в Константинополе.
Производный стиль
Неовизантийский стиль.
Характерные детали и черты
  • Купольная базилика с пологими куполами на барабане.
  • Романская кладка с полосатой фактурой.
  • Декор фасадов нишами.
  • Использование кариатид и других декоративных элементов.
  • Мозаичные украшения.
Пример
Католикон монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Греция — яркий пример византийского стиля, где соединяются купольные элементы и массивные стены.

Романский стиль

Когда
XI–XII века.
Где встречается
Западная и Центральная Европа.
Главные типы сооружений
Христианские храмы, монастырские комплексы, феодальные замки.
Что придумано
Романский стиль продолжил традиции античной архитектуры, адаптировав римскую базилику для христианских храмов. Одним из главных достижений романского стиля было использование каменных сводов, что позволило сделать здания более устойчивыми и долговечными. В отличие от византийцев, которые акцентировали внимание на куполах, романцы сделали упор на тяжесть и массивность, что отразилось в их архитектурных формах и облике храмов.
Главные архитекторы
В христианском Средневековье творчество было имперсонализировано, и поэтому имена конкретных архитекторов не сохранились.
Производный стиль
Неороманский стиль.
Характерные детали и черты
  • Массивные стены с небольшими окнами.

  • Западный фасад с башнями и щипцами.

  • Стрельчатые арки и аркатуры.

  • Рельефное украшение фасадов, часто в виде скульптур.

  • Витражи и декоративные оконные проемы.

Пример
Собор в Вормсе, Германия — пример романской архитектуры с типичной массивной конструкцией, башнями и скульптурным декором.

Готический стиль

Когда
XIII–XV века.
Где встречается
Западная и Центральная Европа.
Главные типы сооружений
Большие городские соборы, здания городского самоуправления, дворцы знати (Венеция) и резиденции монархов (Англия).
Что придумано
Готика была значительным шагом вперёд по сравнению с романским стилем. Она переняла структуру романской базилики, включая трансепт и башни, но существенно изменила её архитектуру. Одним из главных нововведений готики стало избавление от массивных несущих стен, что позволило создать более лёгкие и стройные здания.
Устойчивость готических построек обеспечивалась каркасом, в который входили нервюры (ребра) сводов, а также система внешних опор, таких как контрфорсы и аркбутаны. Эти нововведения позволили значительно увеличить оконные проёмы и использовать витражи, которые стали неотъемлемой частью готических соборов.
Главные архитекторы
Герхард фон Риле (Кёльнский собор), Реймон дю Тампль (собор Святого Петра в Бове, Франция), Гийом из Санса (собор в Кентербери, Англия).
Производный стиль
Неоготика.
Характерные детали и черты
  • Доминирование вертикалей, создающих стремящийся вверх силуэт.
  • Стрельчатые арки, которые обеспечивали большую прочность и облегчали конструкции.
  • Нервюрные (с ребрами) своды, которые обеспечивали устойчивость и позволяли уменьшить массу конструкций.
  • Обилие скульптурного декора, включая изображения фантастических существ.
  • Декоративные завершения в виде фиалов и вимпергов.
  • Окна-розы — круговые витражи, часто с религиозными сюжетами.
  • Витражи, украшающие большие оконные проёмы, позволяли создавать красивые световые эффекты внутри собора.
Пример
Реймсский собор, Франция — один из самых известных готических соборов, характерный своими величественными вертикалями, витражами и скульптурными украшениями.

Английская готика

Характерные детали и черты
  • Широкий «экран» на главном фасаде, украшенный ярусами стрельчатой аркатуры.
  • Более сложный план, чем у континентальных соборов, включающий несколько разновеликих трансептов и центровое помещение.
  • Высокая башня, расположенная в месте пересечения основного нефа и трансепта (средокрестие), что является отличительной чертой английской готики.
Пример
Собор в Линкольне — пример английской готической архитектуры с характерной для этого стиля сложной композицией и выразительным фасадом.

Ренессанс: Ранний, Высокий и Поздний Ренессанс

Ренессанс стал эпохой восстановления и преобразования архитектурных традиций, пришедших из Древнего Рима, что позволило создать новую эстетику в архитектуре. Эта эпоха, начавшаяся в Италии в XV веке, акцентировала внимание на гармонии, пропорциях и возвращении к античным идеалам. В центре внимания оказались здания, отражающие гуманистические ценности, где человек стал мерой всех вещей. Архитектура Ренессанса развивалась в несколько этапов: Ранний Ренессанс, Высокий и Поздний Ренессанс, каждый из которых привнес свои уникальные особенности и достижения в зодчестве.
Ранний Ренессанс
Когда
XV век — Ранний Ренессанс.
Где встречается
Италия.
Что придумано
В Раннем Ренессансе архитекторы начали использовать идеи Древнего Рима, адаптируя античные элементы для новых условий. Ордер был использован как основа для построения зданий, ориентированных на пропорции человеческой фигуры. Это отражало основные гуманистические идеи эпохи, где человек вновь стал центром всего, что окружает его, и «мерой всех вещей».
Производный стиль
Неоренессанс.
Главные типы сооружений
Городские дворцы (палаццо), городские церкви.
Главные архитекторы
Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти.
Характерные детали и черты
  • Сдержанное использование ордера, часто в виде выступающих пилястр.
  • Рустованный фасад, инкрустированный мраморными плитами.
  • Массивный венчающий карниз, сильно выступающий.
  • Окна-бифоры, разделённые вертикальными столбами.
  • Резные каменные порталы с элементами декоративной резьбы.
Пример
Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции — здание, спроектированное Микелоццо ди Бартоломео, являющееся ярким примером Раннего Ренессанса с характерными для того времени чертами.

Высокий и Поздний Ренессанс

Когда
XVI век — Высокий и Поздний Ренессанс.
Где встречается
Италия.
Что придумано
В Высоком и Позднем Ренессансе архитекторы начали более активно применять ордер, используя полуколонны и колонны, которые поддерживали раскреплённый антаблемент. Здания стали более декоративными, и архитекторы уделяли больше внимания скульптурному и декоративному оформлению фасадов, создавая эффектную игру света и тени. В этот период продолжилось внимание к гармонии и пропорциям, а также было расширено использование различных типов зданий, включая загородные виллы.
Производный стиль
Неоренессанс.
Главные типы сооружений
Городские дворцы (палаццо), городские церкви, загородные виллы.
Главные архитекторы
Донато Браманте, Джакомо Бароцци да Виньола, Микеланджело Буонарроти, Андреа Палладио.
Характерные детали и черты
  • Активное использование ордера с полуколоннами и колоннами, поддерживающими раскреплённый антаблемент.
  • Насыщенный декор оконных и дверных проёмов.
  • Заполнение свободных участков фасада нишами и филёнками.
  • Скульптурный декор, использующий античные мотивы.
  • Термальные окна, характерные для городской архитектуры.
  • Окна-серлианы (венецианские окна), уникальные для ренессансной архитектуры.
Пример
Палаццо Вальмарана в Виченце — пример здания позднего Ренессанса, спроектированного Андреа Палладио, с его характерным декоративным и функциональным оформлением фасадов.

Новое время: Барокко, Рококо, Классицизм и другие стили

Новое время стало эпохой больших преобразований в архитектуре. С переходом от Средневековья к Новому времени были заложены основы для архитектурных решений, которые впоследствии станут основой для дальнейших изменений и эволюции стилей.
Барокко, Рококо и Классицизм — три главных стиля, которые доминировали в архитектуре этого периода, каждый со своими уникальными особенностями и философией. Барокко открыло новую эру в выражении мощи и величия, Рококо сосредоточилось на изысканности и чувственности, а Классицизм стал воплощением строгой гармонии и порядка, подчеркивая рационализм и научные открытия.

Барокко

Когда
XVII–XVIII века.
Где встречается
Страны Европы, а также их колонии в Новом Свете.
Что придумано
Барокко — это стиль, который стремится разрушить принципы рационализма Ренессанса и создать эффект иллюзорного пространства. В отличие от Ренессанса, который стремился к гармонии и логичности, Барокко использовало контрасты, динамичные формы и сложные декоративные решения, чтобы создать в зрителе ощущение возвышенности, мистицизма и божественного присутствия. Строители Барокко стремились к созданию виртуозных пространственных иллюзий, которые были подчинены их художественным целям.
Производный стиль
Необарокко, или боз-ар.
Главные типы сооружений
Дворцы, монастырские комплексы, городские площади, церковные здания.
Главные архитекторы
Джованни Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, Франческо Борромини, Франческо Бартоломео Растрелли, Иоганн Фишер фон Эрлах.
Характерные детали и черты
  • Изогнутые или вогнутые фасадные поверхности.
  • Сложные пространственные эффекты и разорванные фронтоны.
  • Трехчетвертные колонны, рустованные или инкрустированные разными породами мрамора.
  • Пышный скульптурный декор, часто с кариатидами и картушами.
  • Полихромное цветовое решение фасадов.
  • Технические новшества, такие как использование больших куполов и сложных сводов.
Пример
Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме — одно из самых ярких произведений Барокко, спроектированное Франческо Борромини.

Рококо

Когда
1710–80-е годы.
Где встречается
Франция и другие страны Европы, а также их колонии в Новом Свете.
Что придумано
Рококо продолжило барочную традицию, но с акцентом на комфорт и индивидуальные потребности человека. В отличие от Барокко, которое использовало архитектуру для выражения мощи и власти, Рококо стремилось создать уют и гармонию, подходящее для личных, частных пространств. Это проявлялось в легкости, изысканности форм и использовании ярких, нежных цветов в интерьерах.
Производный стиль
Необарокко.
Главные типы сооружений
Жилая архитектура, отделка интерьеров, иногда церковные здания.
Главные архитекторы
Жермен Бофран, Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, Маттеус Даниэль Пёппельман.
Характерные детали и черты
  • Сравнительно небольшой размер построек, преимущественно частные здания.
  • Использование пилястрового ордера без чрезмерных украшений.
  • Мотив рокайля в декоре, напоминающий завитки морской раковины.
  • Пастельная гамма в колористическом решении.
  • Легкие, воздушные формы и обилие декоративных элементов, таких как картуши.
Пример
Дворец Сан-Суси в Потсдаме — пример Рококо, спроектированный Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом, где ярко выражены элементы изысканного стиля.

Классицизм

Когда
XVII — начало XIX века.
Где встречается
Страны Европы и их колонии, Российская империя, США.
Что придумано
Классицизм стал философским продолжением ренессансных принципов, но с упором на рационализм, порядочность и научные открытия. Он вернулся к строгим античным формам, но в то же время адаптировал их к новым социальным и политическим реалиям. Стиль классицизма подчёркивал упорядоченность, пропорциональность и симметрию в архитектуре, отражая стремление к идеалам простоты и гармонии. Это было время абсолютизма, и архитектура стала инструментом усиления властных институтов через четкие формы и просторные, но лаконичные здания.
Производный стиль
Неоклассицизм, Барочный классицизм.
Главные типы сооружений
Городские и загородные дворцы.
Главные архитекторы
Клод Перро, Иниго Джонс, Кристофер Рен, Анж-Жак Габриэль, Клод-Никола Леду, Шарль Персье, Пьер Франсуа Фонтен, Джон Нэш, Карл Росси.
Характерные детали и черты
  • Обработка углов здания рустом (грубая обработка камня).
  • Пилястровый ордер, который формирует визуальную структуру фасада.
  • Высокие «французские» окна с мелкой расстекловкой.
  • Мотив сдвоенной колонны.
  • Мансардная кровля с переломом, что позволяло использовать чердачные помещения.
Пример
Восточный фасад Лувра в Париже — пример классицизма, спроектированный Клодом Перро, с использованием ордерной системы и ясных пропорций, что подчеркнуло величие французской монархии.

Неоклассицизм XVIII века, или Палладианство

Когда
XVII век — XVIII век.
Где встречается
Англия, Европа, США.
Что придумано
Неоклассицизм или Палладианство возникло как возвращение к идеям итальянского архитектора Андреа Палладио, чьи труды о классической архитектуре вдохновляли архитекторов на создание зданий в античном стиле. Этот стиль стремился передать строгость и симметрию античной архитектуры с особым вниманием к пропорциям и гармонии.
Производный стиль
Неоклассицизм.
Главные типы сооружений
Городские дворцы, загородные виллы.
Главные архитекторы
Уильям Кент, Джеймс Уэйт, Джон Нэш.
Характерные детали и черты
  • Контраст между спокойной, почти лишённой декора стеной и колонным портиком.
  • Купольные завершения.
  • Простота и лаконичность, с акцентом на симметрию.
  • Окна-серлианы (так называемые венецианские окна), сочетающие прямые линии и округлые формы.
Пример
Чизик-хаус в Лондоне — пример Палладианства, отличающийся строгим соблюдением принципов Палладио и гармонией архитектурных форм.

Ампир

Когда
Начало XIX века.
Где встречается
Франция, Великобритания, США.
Что придумано
Ампир возник в качестве архитектурного выражения великой силы и мощи Наполеоновской империи. Он стал реакцией на излишнюю декоративность Рококо и Барокко, стремясь к грандиозности и величию. Ампир черпал вдохновение из античности, особенно из архитектуры Древнего Рима, и сочетал её с элементами египетского искусства, что отражалось в обильном использовании ордеров и монументальных форм. Эстетика Ампира акцентировала внимание на официальности, военной мощи и величии империи.
Производный стиль
Неоклассицизм, поздний классицизм.
Главные типы сооружений
Дворцы, памятники, театры, общественные здания.
Главные архитекторы
Жан Франсуа Шальгрен, Пьер-Франсуа Леду, Карл Росси, Жак-Ипполит Жереми.
Характерные детали и черты
  • Укрупнённый масштаб ордера, что создаёт впечатление грандиозности.
  • Использование триумфальных арок и колоннад, вдохновлённых древнеримской архитектурой.
  • Мотивы военной символики: вооружение, доспехи, грифоны, сфинксы.
  • Облицовка разноцветным камнем и введение позолоты в детали.
  • Великолепие декора, включая арматуру, арки и декоративные скульптуры.
Пример
Триумфальная арка в Париже — яркий пример ампира, который подчёркивает монументальность стиля и значимость империи Наполеона.

Другие виды стилей, читайте в нашем телеграм канале, про:
Эклектика
Неогрек
Неоренессанс
Необарокко (Боз-ар)
Неороманика
Неоготика
Неовизантийский стиль
Неомавританский стиль
Модерн, или Ар-нуво
Чикагская школа
Авангард
Функционализм
Конструктивизм.
Экспрессионизм
Ар-деко
Архитектура тоталитарного периода
Модернизм (Интернациональный стиль)
Необрутализм, или брутализм
Метаболизм
Структурализм
Неоэкспрессионизм
Хай-тек
Постмодернизм
Деконструктивизм